Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

зеленое сердце

Решаться ли на глубинные практики самопознания

Пришло сегодня сообщение от одного хорошего и смелого человека:
Маша, не могу решится пойти на "Маски".
Так хочу, но решиться не могу.
Не время? или перебороть себя?

Я человеку этому кое-что ответила, а потом подумала, что надо про это написать более развернуто - для тех, кто не знает, идти ли на работу с маской или не ходить.

маска

Есть такое пафосное выражение - "глубинное самопознание".

На практике оно означает, что человек осознает что-то, что до того момента было в бессознательной части психики. Что-то, что спрятано, что было прикрыто от сознания психическими защитами, и потому мы этого не замечали.

Есть много всего такого, что может вот прямо в зеркале быть видно, а мы не замечаем.

И вот эти-то самые "практики глубинного самопознания" вызывают двойственное чувство: "и хочется, и колется". Естественное любопытство к "внутренним персонажам" уравновешивает такой же естественный страх.
Конечно, мы можем узнать что-то такое, что сильно изменит наше представление о мире.
И я не видела ни одного случая, когда человек сталкивался с тайной стороной своей души, сохраняя улыбочку. Это всегда трудно, иногда больно и обидно, часто люди плачут.
Поэтому субботняя работа с масками - это точно не какой-то расслабленный приятный выходной день.

Кому же такое глубинное самопознание необходимо или хотя бы просто "не вредно"?

Collapse )
crazy time

Инструменты: "дневник каракулей"

Расскажу-ка я про один инструмент, который очень люблю.
Его, при всей его экстравагантности, можно отнести к "техникам повышения личной эффективности". Хотя бы потому, что эта техника помогает придумывать новое в таких количествах, что потом иногда даже не знаешь, куда столько нового девать.

Выглядит этот инструмент несерьезно, но на деле заслуживает внимательного к себе отношения и регулярной практики.

Название техники: "Дневник каракулей".
Эту технику, по некоторым данным,  придумал Карл Густав Юнг.

Collapse )
stone inside

Аутентичное движение

Сегодня мне пришла в голову мысль, что аутентичное движение - это, пожалуй, наиболее глубокий из известных мне (на данный момент) способов что-то понять про человека.

Как же мне повезло, а ведь я просто могла бы ничегошеньки не знать про это. И сколько еще волшебных вещей я не знаю. И даже не знаю, что они есть и их можно практиковать.
лицо

Джеймс Роджерс, казненный за “Массачусетский эксперимент”

Недавно эта информация массово распространялась разными людьми, я читала, ужасалась - но все-таки надеялась, что это фейк. Уж очень неправдоподобны были некоторые детали.

И вот тут человек пишет, что - да, фейк.

Оригинал взят у altsarev в джеймс роджерс, казненный за “массачусетский эксперимент”

История-в-инете

Недавно вКонтакте появились заметки про "массачусетский эксперимент".

Collapse )

***
лицо

Про четыре фундаментальные мотивации и пирамиду Маслоу

Вячеслав Летуновский в своей диссертации пишет:

"Можно говорить о том, что для Лэнгле, также как и для А.Маслоу, прежде чем думать о смысле жизни, нужно создать некую базу для жизни. Известно, что концепция иерархии потребностей Маслоу неоднократно опровергалась многочисленными экспериментами".

Мне самой всегда было интересно, как люди на самом деле движутся по ступенями "пирамиды Маслоу" (это было частью моего исследования, когда я писала кандидатскую).

Возможно, отчасти этот интерес и привел меня к экзистенциальному анализу именно в версии Лэнгле - здесь я впервые встретила концепцию (это я про четыре фундаментальные мотивации говорю), которая впечатляет своей практичностью и совпадением с эмпирикой.

Что меня не устраивало в "Пирамиде Маслоу", когда я в 1999-2004 писала свой предыдущий диссер?

piramida-maslou

То, что Маслоу говорит о поступательном движении от первой ступени к пятой и выше - к "сияющим высотам" метапотребностей. И что пока, к примеру, не вскарабкался на третью ступень (Любовь и принятие), и нечего думать про четвертую (Уважение и признание другими).

Collapse )


Спасибо Вячеславу Летуновскому за параллель между идеями Маслоу и Лэнгле - кажется, я нашла для себя, как всё это можно понимать.
И еще спасибо моей однокурснице Свете Скворцовой, которая обратила мое внимание на мнение Летуновского о Лэнгле (хоть это мнение и критичесоке). Часто так бывает: пойдешь почитать критиков, а находишь ценное.
лицо

Что есть в этом ЖЖурнале: "верхний пост"

День добрый!
Меня зовут Мария Долинова, я психолог (подробнее про то, где училась и работала - здесь).
Сайт психологической мастерской "Просто", которую я создаю, тут
Записаться на мои семинары или консультации можно здесь.

На сайте www.prosto-consulting.com я пишу по делу.
А это - скорее мой личный ЖЖурнал, который я веду в основном для удовольствия, а не "профессиональный блог"; то есть, у меня в ЖЖ нет цели кого-то убедить, кому-то что-то разъяснить и "говорить, как психолог".

В этом ЖЖурнале пишу о том, что люблю: о тайм-менеджменте,  о книгах, о психологии и психотерапии. Ну и примерно 50% - это просто дневниковые записи про кошку, погоду и так далее.

В то же время, если я пишу по делу, то стараюсь быть внятной и полезной.
Что тут можно найти полезного:

Все записи про тайм-менеджмент, инструменты личной эффективности и прочие "приёмчики"- по тэгу "Инструменты".

Видео по тайм-менеджменту и преодолению "разрухи в голове" (серия "Тайм-менеджмент в университете"):

41. Как "воображаемый собеседник" помогает находить ошибки?
40. Метафора для расстановки приоритетов
39. Каков наилучший уровень мотивации?
38. Семь идей для организации рабочего места
37. Как "коробка идей" помогает созреванию решений?
36. Что в реальности влияет на формирование привычек?
35. Сколько дней нужно для закрепления привычки? (нет, не 21)
34. Помогают ли в работе конкуренция и зависть?
33. Надо ли всё успевать? (О перегруженном списке дел)
32. Чек-листы
31. "Раскадровка" - мозговой штурм по Диснею
30. "Метод трех стульев" (метод Диснея) - объединяем усилия  Мечтателя, Критика и Реалиста.
29. Как найти новое дело в середине жизни?
27, 28. Ментальные карты (mind maps) - часть первая, часть вторая
26. Как правильно отдыхать?
25. Профессиональное выгорание
24. "43 листа" - ежедневник, ориентированный на будущее

Collapse )
1. Обзор техник расстановки приоритетов (общий обзор техник расстановки приоритетов)

Посмотрите видеоролики на канале "Управление временем и личная эффективность", нажав на кнопку с логотипом Youtube:


yt-brand-standard-logo-95x40


Тексты:
Про радиальные схемы, или "лучевые диаграммы"
Про "Леонардовский блокнот" и отчасти (хотя и не слишком ) похожий на него "Дневник каракулей"
Про ежедневник "43 листа"
Про "воздух" в планах
Про "Метод ограниченного хаоса" (по Глебу Архангельскому)
Про хронометраж (заметки, основанные на личном опыте) и инструкции с бланками
"До какой степени упорядочивать информацию?"
Про "Золотой час" - личную утреннюю стратегическую сессию
Про "календарик-пинарик" Дмитрия Литвака
Про "виноватый час" и расчистку "эмоциональных завалов"

Collapse )



А еще этот пост можно использовать, как почтовый ящик, и писать в комментах всё, что "off topic", а также можно написать про себя (особенно, если Вы добавили мой ЖЖ в друзья). И тут же можно о чем-то спросить.

Ну а что я за человек, мне самой  больше становится понятно, когда я захожу к себе на Pinterest.

лицо

"Места для интровертов"

Вчера общались с коллегой в приятном кафе, пили чай-кофе, разговаривали. Почти все столики были заняты, и пришлось довольствоваться тем местом, что осталось свободным - почти в центре зала.

Collapse )

А как выбираете места в кафе вы? Где вам удобнеее всего располагаться в пространстве, если есть выбор? Очень интересно, кто как эту задачу решает.
зеленое сердце

18. Третья привычка - "Впечатления и яркость жизни"

Подписаться на получение материалов "Выпрямителя" на адрес электронной почты можно здесь.


Добрый день, друзья!

Это – восемнадцатый выпуск материалов тренинга «Выпрямитель».
Предыдущие выпуски можно прочитать
вот тут.


*  *  *
Сегодня мы выбираем и «ставим на рельсы» третью привычку.

Третья привычка,  которую мы выберем и начнем «приживлять», будет из области «Впечатления и яркость жизни».
Мы уже
увидели, что некоторые впечатления нам вредны, оказывают разрушающее воздействие. А другие впечатления, наоборот, укрепляют нас и вызывают прилив сил.

Часто, проанализировав свою жизнь, люди называют вот какие разрушающие впечатления:

·         Переживание беспомощности, страха и агрессии (например, при просмотре новостей);
·         Зависть;
·         Переживание «некрасивого» (некрасивый дом, район, город…);
·         Переживание острого недовольства собой вместе с чувством, что изменения невозможны. Например: «Я неудачник, и это безнадежно», «Я некрасивая, и это не исправить», «Мне всегда не хватает денег, и этому нельзя помочь»;
·         Усталость от поверхностных контактов, от «пустого» общения;  переживание, что жизнь похожа на «час пик»;
·         Переживание горечи и собственной неполноценности, когда отвергает любимый человек;
·         Стыд из-за своих ошибок;
·         Страх, что произойдет что-то ужасное;
·         Переживание одиночества, когда «никто не понимает, никто не близок»;
·         Переживание бессмыссленности работы, которую приходится делать;
·         Постоянный стресс из-за опозданий, из-за того, что все дела делаются «в последнюю секунду» и нет ощущения свободного времени.
Этот список – очень примерный, и Вы наверняка можете дополнить его своими неприятными переживаниями.

Важно увидеть, что в большинстве случаев мы не «обречены» переживать все это. От некоторых переживаний из списка можно избавиться совсем. Например, можно перестать опаздывать. Это трудно, но примерно так же реально, как и отказ от курения. Но, как и в случае с курением, это становится реальным, если вы точно знаете, зачем вам нужно перестать опаздывать, и принимаете это решение «для себя», всерьез, а не потому, что окружающие постоянно вас критикуют.

Если же переживание невозможно «исключить» полностью,  его нередко можно сильно трансформировать. Вот
здесь, к примеру, я пишу о том, как можно трансформировать зависть.
При работе с ослабляющим, разрушающим переживанием  важно не отрицать его, не обманывать себя – а находить такие привычки и практики, которые действительно уменьшают вредоносность негативного опыта.
Например, при работе с переживанием зависти:
·         Вести «дневник удачи», где регулярно записывать все то, что хорошо получилось;
·         Создать «фотоальбом счастливых моментов» - собрать фотографии, глядя на которые, вы собой гордитесь и радуетесь за себя;
·         Поставить перед собой сложную большую цель и достичь ее;
·         Ежедневно повторять аффирмации (позитивные утверждения).

При работе с чувством стыда из-за своих ошибок:
·         Извиниться перед теми, кто пострадал от ошибок, признать свою часть ответственности;
·         После каждой ошибки записать (не запомнить, а именно записать), чему именно она научила;
·         Обсудить переживание стыда с психологом, друзьями, наставником;
·         Найти описания переживаний других людей, которые делали похожие ошибки. Увидеть, какие пути преодоления сложной ситуации они использовали;
·         Изменить в жизни что-то, чтобы уменьшить вероятность таких ошибок в будущем.

Итак, новой привычкой из области «Впечатления и яркость жизни» может быть что-то, что уменьшает давление неприятных переживаний. Например, ведение «дневника успехов и удач». Иногда, чтобы жизнь заиграла яркими красками, нужно не столько что-то новое добавить, сколько уменьшить переживание «серого и тусклого».

Вторая сторона работы с впечатлениями и яркостью жизни – это «добавление» в жизнь тех переживаний, которых нам действительно не хватает.

При этом нередко люди путают переживания (впечатления) и достижения.
Например, человек говорит: «Я хочу совершить прыжок с парашютом, это раскрасит мою жизнь новыми красками».
Спрашиваем у этого человека:
·         Ты любишь риск?
·         Ты азартный человек?
·         Любишь скорость?
·         Как относишься к высоте?
·         У тебя высокая скорость реакции?

И тут выясняется удивительное. Человек, который задумал прыжок с парашютом, на самом деле боится высоты, риск не любит и не азартен.

Зачем же ему этот прыжок? Ведь он удовольствия от него не получит?
Очевидно, недостающее переживание в этом случае – это не риск, не азарт, а чувство преодоления. «Да, мне было трудно и страшно, но я это смог» - вот чего не хватает человеку.
Можно ли такому человеку рекомендовать прыжок с парашютом? Да, но не как регулярную практику. Двух-трех прыжков будет достаточно, чтобы гордиться собой: «Я это смог». Но настоящего «адреналинового голода» у такого человека нет. Поэтому более важным, чем прыжок с парашютом, для него будет поиск «настоящего дела».
Чтобы укрепить чувство самоценности и повысить самоуважение, рискованных прыжков мало. Они лишь обозначают пределы возможностей: «Я даже это смогу, если нужно».

Но важно начать и регулярно делать что-то, чем можно гордиться всерьез. Где-то и в чем-то такому человеку нужно быть лучшим или одним из лучших. Так что парашют – это временная мера, а в качестве постоянной практики этому же человеку можно посоветовать, например, усилить профессиональную область или хобби. Переживание того, что «я занят важным делом, которое ценно не только для меня, но и для других, и я в этом деле – один из лучших», гораздо больше может «раскрасить жизнь» такого человека, чем несколько сумасбродных поступков.
В общем, имеет смысл различать две ситуации, когда мы «ищем приключений» - когда мы хотим что-то доказать кому-то, и когда приключения нам нравятся сами по себе, когда именно их нам не хватает.

Вторая сторона работы с областью «Впечатления и яркость жизни»  - это как раз восполнение недостающих переживаний. Важно делать то, что нам на самом деле нравится, а не только то, что «надо» или «полезно», или что мы взялись делать «из принципа».
О том, какие привычки в области «Впечатления и яркость жизни» выбрала я, написано тут.
У вас наверняка будет что-то своё.



Задания:
1)      Сформулируйте одну-две привычки в области «Впечатления и яркость жизни», которые действительно могут сильно изменить ваше эмоциональное состояние и «вкус жизни». Это могут быть и привычки из серии «убрать ненужное», и из разряда «добавить недостающее».
2)      Начните подготовку к «внедрению» новых привычек.
3)      Наметьте конкретную дату, когда вы начнете их внедрять.