?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про "Быть затронутым"

Когда я только поступила в магистратуру, язык экзистенциального анализа меня раздражал. Поначалу казалось даже, что это нагромождение слов, за которыми ничего нет.

А потом началась практика, которая называется "самопознание". Это название тоже не нравилось: я думала, что "самопознание" - это звучит и банально, и с претензией.

Но термин есть термин, ладно, примем.

"Самопознание" длилось и длилось, в какой-то момент стало действительно регулярной и длительной личной (точнее, парной) практикой - причём, практикой с накапливающимся эффектом. И в ней нужна и очень важна поддержка более опытного коллеги (или группы).

Тут-то и обнаружилось, что за каждым вроде бы лишним понятием стоит кусок жизни. Каждый термин экзистенциального анализа действительно указывает на что-то, что другим словом не назовёшь.

Если у человека цветовая слепота - то большинство названий цветов кажутся лишними. А если вдруг начинаешь различать цвета в той части спектра, которая раньше была невидимой - то мучаешься, не зная, как выразить этот опыт: как описать "светло-инфракрасный"?

В книжках про суфиев и даосов постоянно встречается этот мотив: мол, ну мы тут кое-что поняли, а как описать - всё равно не знаем, поэтому ничего не можем вам сказать, дорогие ребята.

В каком-то смысле экзистенциальные аналитики - почти как те онемевшие даосы, только вместо "Я не в силах это описать" говорят: "Феноменология".

Вот, к примеру, в начале этой недели я шла по улице и вдруг поняла, что теперь знаю, что такое "быть затронутым".

Оказалось, что это не про эмоции, не про инсайты и не про понимание, не про близость и не про выбор, и даже не про осознанность.

Если что-то "затрагивает" - то оно просто проникает глубже обычного.

Обычно со всеми "входящими сообщениями" от мира разбирается "Я" , но если что-то _затрагивает_ - то с этим встречается уже не "Я", а нечто другое.
(И здесь "Я" - это тоже не философское обобщение, а термин, указывающий на очень конкретную и узнаваемую сущность).

Разницу между "Я переживаю сочувствие", "Я рада", "Я в гневе" и "Затронуло" теперь распознаю в своём опыте (а раньше, видимо, не распознавала).

Сегодня была очередная сессия того самого самопознания, и мы говорили с моим наставником об этом. Неожиданно для себя я сказала, что теперь знаю: можно очень сильно плакать, но не быть затронутым.

Можно и заболеть от столкновения с какой-то ситуацией, но не быть ею затронутой. Я думаю даже, что можно умереть от горя, но не быть затронутым (хотя вот это я не проверяла).

Теперь я знаю, что можно искренне умиляться чему-то и не быть затронутой, потому что не всё "трогательное" - затрагивает. Если кому-то добровольно и осознанно помогаешь - не всегда бываешь затронутой. Ну а уж про то, что человек, честно переживающий оргазм, не всегда бывает этим затронут, и без меня многие знают.

"Быть затронутым", как мне сейчас кажется - это вообще не про искренность и фальшь, не про подлинность чувств. Просто если на ситуацию отвечает "Я" - то ситуация не затронула. А если затронуло, то весь процесс становится слишком глубоким для понимания, и навстречу выходит что-то другое: неописуемое, огромное, как облако или воздух. И не помещающееся в слова. И невыносимо ясное.

Вообще практически невыносимое.

Из-за этой невыносимости, наверное, моментов затронутости в жизни бывает не так много.

Например, когда я некоторых людей нежно люблю или любила - они меня, в общем, далеко не всегда затрагивали. Это были и есть живые чувства, я их вовсе не обесцениваю, это важно. Просто не всегда это откровение (и слава Богу, в общем-то).

А вот когда дважды в жизни я внезапно и сильно влюблялась с первого взгляда (и это не приводило к развитию любовных отношений) - так это была затронутость в чистом виде. В этот момент мир показывал какую-то невероятную сторону, которой обычно не разглядишь.

Что ещё меня затрагивает? Каким ситуациям я выхожу навстречу по-настоящему?

Например, если я вижу в метро музыкантов, которые очень хорошо играют, но вокруг движется равнодушная толпа и никто их не слушает это трогает почти всегда. Хотя я иду мимо в той самой толпе, да.

Или вот однажды я видела полуживого раненого жука, которого заживо ели муравьи - это так затронуло, что на неделю все мои личные дела отошли на второй план. Хотя это была та самая неделя, когда я впервые оказалась в Иерусалиме, и впечатлений было хоть отбавляй.

Чаще всего меня затрагивают страдание, сила и красота. И ещё - хорошо исполненная музыка.

(Бах требует такой огромной внутренней работы, что я редко бываю на концертах. Потому что "быть затронутым" - это не столько наслаждаться, сколько трудиться в поте лица).

Или вот ещё: в Пушкинском музее висят «Красные виноградники в Арле» Ван Гога. Я уж не знаю, что он подмешивал в краски, когда писал именно эту картину — но это невыносимое, пронзительное прикосновение.

А ещё часто затрагивает близость: совпадение с каким-то другим человеком, необъяснимое переживание родства.
Может быть, ради этого я и опубликую сейчас этот написанный ночью текст, хоть мне и неловко от своего многословия.

Просто я надеюсь на то, что однажды этот текст кого-то встретит и затронет.

(А на картинке - вулкан Мутновский, который в 2010 году затронул меня настолько, что внезапно я на сутки потеряла восприимчивость к холоду. Потом прошло).

текст отсюда

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
mumimama_j
Apr. 22nd, 2017 06:29 am (UTC)

Я, кажется, поняла.
Бывает, что что-то поднимается из глубины. Приоткрывается.
Во мне недавно фильм поднял, Время первых. Природа, бывает. Музыка. Вот еще было ощущение, как усыновление не как термин, а как из глубины идет. Таинство. Затронуло.

cosmogenesis
May. 2nd, 2017 11:15 am (UTC)
Да, это какая-то необычная глубина, и оттуда идут не вполне понятные сигналы. Это не "Я" в обычном смысле слова, но оно какое-то даже более моё, чем "Я".

И не всегда можно предсказать, что вызовет этот отклик...
antrum
Apr. 22nd, 2017 08:55 am (UTC)
спасибо вам за этот текст
интересно, как мы описываем одно и то же трудновыразимое разными словами. у вас это "затронуло", у комментатора выше - "поднимается из глубины, приоткрывается". у меня - ощущение, что внутри сдвинулись тектонические плиты, изменился внутренний ландшафт. как будто смотрим на одного исполинского зверя с разных сторон :)
cosmogenesis
May. 2nd, 2017 11:16 am (UTC)
Да, опыт такой "затронутости" есть практически у всех, но это с таким трудом описывается (и настолько личное дело) - что общего языка для описания так и нет.
Может, и к лучшему - чтобы не "забалтывалось"...
laniana
Apr. 24th, 2017 02:00 am (UTC)
Это красиво и немного мне сейчас грустно читать
cosmogenesis
May. 2nd, 2017 11:17 am (UTC)
И было немного грустно писать, да.
zwezda
Apr. 27th, 2017 07:32 am (UTC)
а еще иногда стараешься избежать затронутости, потому что это такое сильное чувство, что тебя как будто ошарашивает изнутри-извне-внутрь. Вспомнилось :) спасибо
cosmogenesis
May. 2nd, 2017 11:17 am (UTC)
Да, похоже на резкий ожог. Инстинктивно отстраняешься, как будто в этом есть опасность.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

зеленое сердце
cosmogenesis
Мария Долинова

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com