Мария Долинова (cosmogenesis) wrote,
Мария Долинова
cosmogenesis

Categories:

Виктор Цой и темы третьей фундаментальной мотивации

В последнее время много думаю о самоуважении, самоценности и других подобных вещах. И на этот раз - не в контексте "борьбы с чувством собственной значительности", а как бы даже наоборот.

Психологическая  и психотерапевтическая сторона этой темы меня раньше мало интересовала, а тут как-то стало важно разобраться. Благо, как раз весь день сегодня примерно про это с коллегами-однокурсниками  разговаривали.

С точки зрения экзистенциального анализа, из четырех фундаментальных мотиваций это - третья. Она - про "возможность быть собой".

Темы третьей фундаментальной мотивации - границы и отграничивание; чувствование и нахождение "своего"; аутентичность; дистанция, умение любить и переживать близость, сохраняя некоторое расстояние; потребность "быть увиденым", воспринятым всерьез; потребность в справедливости; раны от нарушенных границ и неуважения; ревность и месть; горечь, диссоциация, гнев.

Чтобы третья мотивация была исполнена, желательно еще в детстве найти во внешнем мире три вещи:

  • уважительное внимание

  • справедливое отношение

  • признание ценности.

Если этого нет - возникает рана, которую нужно чем-то закрыть, и человек с усилием заставляет мир уважать себя либо мстит.

И вдруг мне пришло в голову, что в нашей культуре чуть  ли не самый яркий образец такого рода - это Цой. (Стихи Бродского - образец того же самого, но менее однозначный).

Вот Борис наш Борисович Гребенщиков, который в свое время Цоя знал прекрасно, рассказывает, как это гипертрофированное самоуважение проявлялось и в песнях, и в поведении музыкантов группы "Кино":


"...Это - человеческое достоинство в обществе, где такого слова не существует. Оно было у него гипертрофированное, и у всей группы. Чудовищным образом. Но в основе лежит просто достоинство: "Всех людей надо уважать, и нас - в том числе. А если вы нас не уважаете, тогда вы получите за это неуважение".
Оно было гипертрофировано страшно по-детски. Витьку сложно было воспринимать иначе, чем младшим приятелем, и в нем оставался ребенок, сколько я его помню, до конца. То есть, он мог быть обиженным ребенком, или ребенком пьяным - но всё равно ребенком.
И эта уникальная чистота его внутренняя его и заставляла выпячивать губы и делать вот эту вот стойку Брюса Ли. Ну а как по-другому? Он не умел по-другому. Это был его единственный возможный путь заявить о своем достоинстве. И перед этим я не могу не преклоняться"
.

Борис Борисович, как всегда, и доброжелателен, и проницателен.

Но вот о чем я думаю.

Похоже, в ближайшее время песни Цоя нам снова понадобятся. Просто как костыль, которым можно укреплять чувство собственного достоинства. Потому что уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности снова оказываются в дефиците.

Конечно, использование костыля не добавляет грации. И ясно, что песни Цоя - они детские совсем.

Если не хочется "детского" Цоя - то, действительно, эту же работу может помочь сделать Бродский.
(И кто у нас, кстати, еще есть из ранимых гениальных гордецов?)


В кино таких героев "не задушишь, не убьёшь" - в финале "Иглы" персонаж поднимается и идет дальше, хотя его минуту назад зарезали на улице. Он в каком-то смысле - бессмертный.

В жизни же человек, которого вот так зарезали, просто умирает.
Даже если у него было такое же гипертрофированное чувство собственного достоинства.
К сожалению :((

Но, по сути, надо об этом забыть и, возможно, учиться "жить, как в кино".
Tags: видео, внутренний голос, воодушевляющие люди, напоминалки для себя, образ жизни, психология, социальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments