Мария Долинова (cosmogenesis) wrote,
Мария Долинова
cosmogenesis

Categories:

Вторая неделя Германа Гессе. 18. "Пробуждение" или Измененные состояния сознания?

Гессе в "Игре в бисер" говорит, что Йозеф Кнехт с раннего возраста переживал amor fati - чувство неизбежности судьбы, переживание своего предназначения и любовь к тому пути, который ему предстоит пройти.

Но как узнать, что идешь именно по своему пути? Как не ошибиться, не зайти вместе с традиционной колеёй куда-то "не туда"?

И тут обнаруживается критерий, признак, по которому Кнехт определял "поворотные точки". Иногда у него возникало странное ощущение, которое он называл "пробуждением".

Гессе по разному описывает это "пробужденное состояние", и не придает такому переживанию никакой видимости мистики. Но это "охлаждение и отрезвление" - одновременно и телесное переживание, и, похоже, измененное состояние сознания.

"...Прочитав письмо, в котором администрация ответила отказом на его просьбу, магистр почувствовал какую-то легкую дрожь, какую-то утреннюю свежесть и трезвость, показавшую ему, что час настал и мешкать больше нельзя. Это особое чувство, которое он называл "пробуждением", было знакомо ему по решающим минутам его жизни; бодрящее и вместе мучительное, прощальное и в то же время устремленное к будущему, оно вызывало бессознательное волнение, как весенняя буря".

А вот как это переживание "Пробуждения" Кнехт описывает Магистру Александру во время их последней встречи. Кехт пытается объяснить, почему это он вдруг собрался уходить  из Касталии. И ссылается на это свое чувство "пробуждения" как на главный аргумент.

Нам (как и Магистру Александру) такой аргумент может показаться странным, но для Кнехта эти "пробужденные" состояния - не абстракция, а реальность, и игнорировать их он не мог.

"... Это связано с неким внутренним ощущением, которое появляется у меня время от времени и которое я называю "пробуждением". <...> Ни о каких манифестациях божества или демона или абсолютной истины я при этих пробуждениях не думал. Силу и убедительность придает этим ощущениям не доля истины, в них содержащаяся, не их высокое происхождение, их божественность или что-либо в этом роде, а их реальность.

Они невероятно реальны, подобно тому как резкая физическая боль или внезапное явление природы, буря или землетрясение, кажутся нам заряженными реальностью, сиюминутностью, неизбежностью совсем не в той степени, как обычные часы или состояния.

Порыв ветра, предшествующий готовой разразиться грозе, загоняющий нас в дом и к тому же пытающийся вырвать у нас из рук ручку двери, или острая зубная боль, когда кажется, что все неурядицы, страдания и конфликты мира сосредоточены в вашей челюсти - <... > эти вещи не допускают никаких сомнений и реальны донельзя.

Подобного рода повышенной реальностью обладают для меня мои "пробуждения", отсюда и это название; в такие часы у меня действительно бывает ощущение, будто я долго пребывал во сне или полусне, а сейчас бодр, свеж и восприимчив, как никогда
.


Когда я читала это прекрасное, феноменологически точное описание особых переживаний Йозефа, обратила внимание на сравнение их с "порывом ветра, загоняющего нас в дом".
И сразу вспомнила "Серые камни на зеленой траве" - одну из моих любимых песен Гребенщикова.
Борис наш Борисович Гребенщиков любит цитировать классиков в песнях.
Tags: "100 писателей", Гессе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments